В программу курса включены темы:
Тема 1 Краеведение:
Историко-культурные и географические достопримечательности Крыма.
Технология и краеведческо-экскурсионная работа.
Крым и Севастополь в настоящее время: (экономика, образование, культура).
Тема 2 Основы культурологии и риторики в экскурсоведении
Речевые умения (умение говорить грамотно, понятно, красиво). Выразительно интонировать свою речь, выражать в речи определенные мысли и чувства.
Умение управлять своим эмоциональным состоянием, быть приветливым, доброжелательным.
Владение элементами режиссерских и актерских умений. Все это позволяет экскурсоводу оказывать активное речевое и неречевое воздействие на аудиторию.
Тема 3 Правовые основы экскурсионной деятельности
Рассматривает действующую российскую нормативную правовую базу в сфере туристской деятельности:
— Порядок осуществления экскурсионной деятельности;
— Порядок осуществления туроператорской и турагентской деятельности;
— Порядок организации детского туризма;
— Рекомендации по посещению в ходе экскурсий культовых объектов, расположенных на территории Республики Крым;
— Методические рекомендации по организации деятельности малых средств размещения на территории Республики Крым;
Тема 4 Основы туристической индустрии
Виды туристической деятельности.
Путешествие как активный отдых и оздоровление.
Международный и внутренний туризм в условиях рыночных отношений.
Тенденции развития туризма.
Тема 5 Современные информационные технологии в сфере туризма.
Мультимедийные технологии, к ним относятся различные каталоги и справочники. В них можно найти подробные данные о странах, маршрутах, отелях. Также, в каталогах представлена информация о правилах поведения в экстремальных ситуациях и грамотном оформлении документов. Клиенты получают возможность планирования тура с учетом цен, скидок, сезона, транспорта.
Тема 6 Экскурсоведение (модуль)
Основы экскурсионной работы.
Теоретические основы экскурсоведения. Представление об экскурсионном деле. Сущность экскурсии. Классификация..
Экскурсионная методика. Методики подготовки и проведения экскурсий
1.Принципы, цели, задачи, формы и организационная структура методической работы в экскурсионном предприятии. Сущность экскурсионной методики. Предмет и виды экскурсионной методики. Пути совершенствования экскурсионной методики.
- Методы показа и рассказа в экскурсии. Показ – основной элемент экскурсии. Первичность показа, вторичность рассказа.
- Сущность показа. Последовательность в показе..
- Понятие и сущность экскурсионного рассказа. Основные требования к рассказу. Задачи рассказа на экскурсии. Трансформация рассказа в зрительные образы. Особенности рассказа на экскурсии.
Разработка различных экскурсионных маршрутов, расчет их стоимости
Технология подготовки новой экскурсии. Сегментирование рынка экскурсионных услуг в контексте проектирования новых маршрутов. Технология подготовки новой экскурсии.
Навыки разработки экскурсионной программы
Принципы отбора экскурсионных объектов для показа в экскурсии.
Показатели оценки объектов.
Перечень и характеристика основных и дополнительных объектов. Карточки (паспорта) памятников, вошедших в экскурсию.
Составление маршрута экскурсии.
Подготовка технологической карты экскурсии с учетом вида туризма, транспорта, продолжительности и мест остановок, основных тем
Технологическая карта экскурсии. Требование к технологической карте. Составление контрольного и индивидуального текста. Подходы к использованию методических экскурсионных приемов, отражаемых в технологической карте.
Формирование «портфеля» экскурсовода. Профессиональное мастерство экскурсовода.
Экскурсовод – профессия. Мастерство экскурсовода. Умения и навыки. Понятие «профессиональное мастерство экскурсовода». Практические умения и навыки экскурсовода. Требования к экскурсоводу.
Техника и технология музейного экскурсоведения
Методика проведения экскурсии по музею или культурному центру.
Техника осмотра, показа и изучения экспозиции музея или культурного центра.
Работа с музеями, выставками и театрами.
Музееведение об экспозиции, интерьер. Цвет и свет зала, работа экскурсовода с картиной, вещью, витриной.
Историко-архитектурный анализ объекта
Краткие историко-архивные и библиографические сведения об объекте культурного наследия; визуальный осмотр с определением стилевых характеристик. Архитектурные объекты, построенные в разных стилях архитектуры на примере архитектурных объектов Севастополя, архитектурных памятников в послевоенное время. Показательные фотографии того времени.
Историко-архитектурный анализ дворцово-парковых ансамблей на Южном берегу Крыма.
Особенности экскурсионной работы с различными категориями экскурсантов
В практике определяются особенности работы с экскурсантами:
— на участвующих в обычных экскурсиях.;
— на участвующих в экскурсиях, которые являются неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Эти экскурсии раскрывают темы, предусмотренные учебным планом.
Экскурсии на туристских базах и маршрутах. Обязательной частью программы пребывающих на туристской базе или маршруте являются экскурсии различных видов – городские, загородные, музейные, производственные. Стоимость плановой экскурсии входит в цену туристской путевки. Помимо этого организуются дополнительные экскурсии по выбору отдыхающих.
Экскурсии для отдыхающих в санаториях и домах отдыха. В работе с отдыхающими в санаториях и домах отдыха следует исходить из того, что главной задачей их пребывания в данном учреждении является лечение, укрепление здоровья. В соответствии с профилем санатория для отдыхающих разрабатывают специальные экскурсии, несколько вариантов на одну и ту же тему.
Экскурсии для молодежи. При организации специальных экскурсий для молодежной аудитории следует исходить из того, что у молодежных экскурсий есть свои специфические особенности. студенты ВУЗов, учащиеся профессионально-технических училищ, школьники-старшеклассники, молодые рабочие и служащие.
Экскурсии для детей. Экскурсии для детской аудитории можно разделить на две группы – школьные и внешкольные. Их отличают друг от друга задачи, тематика, методика проведения.
Школьные экскурсии в свою очередь имеют три вида: урочные проводимые в учебное время; внеурочные, проводимые до и после занятий в классе и внеклассные – факультативные.
Практические занятия: проведение учебных экскурсий:
- Проведение пешеходной экскурсии «По центру Севастополя»:
- Проведение пешеходной экскурсии по заповедным местам Херсонеса:
- Проведение экскурсии по местам Крымской войны (пешеходная)
- Проведение трассовой экскурсии Севастополь – Алупка –Ялта- Севастополь (автобусная)